Паули Пииппола: великий финский гонщик на снегоходах

17.02.2011

Статья из финского журнала MK (Mootorikelkkailun Erikoislehti)

Текст: Йони Лаунонен
Фото: Йони Лаунонен и из архива П. Пииппола

Легендарный финский гонщий Паули Пииппола в особых представлениях не нуждается. Многократный призер различных международных соревнований и конструктор легендарной подвески PPS скорости не сбавляет.  

Был 1982 г., когда Паули Пииппола решительно ступил на порог завода Lynx со своей королевской идеей. Профессионал по мотокроссу прошлых лет решил внести свой вклад в гонки на снегоходах и предложил Юсси Тапио уговорить тогдашнего директора завода начать производить гоночные снегоходы Lynx.

- Я участвовал одну зиму в гонках на Ski-Doo MX и преуспел. Lynx имеет тот же двигатель, так что дело знакомое.

Разрешение было дано не сразу, но, в конце концов, тогдашний директор-распорядитель Лаури Луопаярви одобрил проект. Кроме Паули и Юсси, работать над новым снегоходом начали Эрик Ахмасало и Эса Колппанен. По слухам, когда было получено разрешение, ребята успели уже тайком выполнить проект наполовину.

- Мы решили использовать для создания гоночного снегохода серийную модель. Мы долго думали, возьмем ли мы GLX Finlandia с широкой гусеницей или GL 3300. Остановились на модели с узкой гусеницей, для которой сделали отдельную подвеску, - вспоминает Пииппола.


Пииппола и Peltinokka-Lynx (Lynx-Жестяной нос) в свое время создавали историю финских снегоходов!  

GL 3300 – это представление Lynx о спортивном снегоходе для свободного времени. Стандартно в нем использовался двигатель Rotax 377 и, в отличие от других спортивных снегоходов того времени, гусеница длиной 130 дюймов (330 см), тогда как другие использовали 121-дюймовую гусеницу (307 см).
Готовая гоночная машина стала известна под именем «Пелтинокка-Lynx» (Lynx-Жестяной нос). Это был очень удачный для своего времени снегоход, гоночные способности которого были доказаны уже во время первых же соревнований, которые Паукка выиграл. Эта победа стала отправной точкой истории успеха, с которой может сравниться только карьера Янне Тапио.  

Снегоход весил 205 кг, его управляемость и проходимость, по словам Паукки, были «весьма хорошими».
По масштабам современных гоночных машин «Жестяной нос» с точки зрения своей мощности был совсем уж непрезентабельным агрегатом, потому что был способен только чуть больше чем на 60 лошадиных сил. Разница с первым гоночным снегоходом Паукки, Винхой (Winha), который он получил от Auto Wihuri в 1969 г., была значительной, потому что максимальной скоростью Винхи, которая была измерена при помощи «Шкоды» Юсси Тапио, была 65 км/ч.

На хлеб - гонками

Молодым человеком Паукка время от времени отправлялся во Францию. Он обеспечивал себя и свою семью, участвуя в мотокроссах. В это время во Франции и в прочей материковой Европе мотокросс был исключительно популярен. Уровень был лучшим в мире, и соревнований хватало. Кроме чемпионатов мира, большой интерес вызывали международные соревнования, которых во Франции проводилось в особо удачные выходные по нескольку штук одновременно.

Мотокроссная жизнь во Франции была не слишком светской, но, по мнению Пауки, очень приятной. По тем временам и особого оборудования для этого не требовалось.

- В это время не нужно было ездить со всем снаряжением, которое есть в мире. Мотоциклы были прочные. И колеса были такими, что их не приходилось менять слишком часто.

Так что не нужно было делать ничего, кроме замены масла, тросов, цепей и шестерен. Нервов на это, правда, уходило иногда много. Так как расход запчастей был небольшим, ездить было несложно. Свой первый рейс Паукка совершил на Volvo Duet, в багажнике которого мотоцикл Husqvarna помещался прекрасно.

Пииппола участвовал в гонках как профессионал 10 лет. Он сосредоточился, в основном, на международных гонках, потому что удачно участвующий в них молодой человек зарабатывал столько, что зимой студент в Рованиеми не был вынужден питаться только овсяной кашей. За гонки платили стартовые деньги, а кроме этого, и призовые.

- Этого хватало. Гонки были крупными, публики много. В это время у людей, похоже, не было в свободное время так много других возможностей что-то посмотреть, так что по воскресеньям они приходили смотреть гонки. Да и расходы в это время были небольшими.

Современники поражались скорости Паукки. Доказательством скорости и способности молодого человека подчинить себе мотоцикл является плакат, на котором он с огромной скоростью проходит поворот на этапе чемпионата мира. Удивление вызывает то, что, по словам главного редактора Й.Хельминена, двигатель тогдашнего Husse был настолько маломощным, что никогда прежде и никогда в дальнейшем, по мнению Хельминена, не было менее пригодной к гонкам гоночной машины.

- Да, на твердой трассе все двигались быстро. Где-нибудь в Испании, где трасса сделана по сухому глинистому полю, никакого трения не было. Иногда именно маломощный и двигался быстрее, потому что не буксовал, - размышляет Паукка.

Пииппола и его товарищи летом участвовали в эндуро-приключениях на велосипедах. На снимке Паукка преодолевает реку на DR 350 Suzuki.

Паукки Пииппола успел продемонстрировать свою скорость и в Финляндии, хотя в этапах чемпоната Финляндии он участвовал мало.          
- Да, я в одной серии чемпионата Финляндии участвовал. Выиграл в 1973 г. чемпионат Финляндии для пятисоток на CZ 360 кубометров.
Профессиональное участие в мотокроссе закончилось в 1980 г. Однако езда на мотоцикле на этом не закончилась, до сих пор Паукка участвует в hictoric motocross на старой «Яве». В этом году он участвовал в кроссах чемпионата мира на мотоциклах-ветеранах. Личный результат был хорош: Пиипола был вторым. Недоукомплектованная команда Финляндии заняла 4 место.

Раньше снегоходы были – железо, и люди тоже

Увлечение снегоходами началось уже в 1969 г.

- Я тогда от «Вихури» получил «Винху». На ней ездил на Лаплдандские игры. В 1970 г. я поступил в техническое училище в Рованиеми. Тогда я зимой участвовал в соревнованиях Кооператива «Окелбо». В конце апреля я уехал во Францию для участия в мотокроссах.

«Жестяной нос» из гоночных машин Паукки – наверняка самый известный и обсуждаемый. С дебютом «Жестяного носа» в Кемиярви связана небольшая история. Так как в то время снегоходы Lynx, в основном, были рабочими машинами, люди, приехавшие посмотреть на гонки на «Линксах», оставляли свои снегоходы за сугробом, как бы подальше от чужих глаз. Когда Паукка выиграл первый заезд, «Линксы» один за другим перекочевали на стоянку поближе к трассе.

Результаты свидетельствуют о том, что первая гоночная модель Lynx была вполне удачной.

- Снегоход имел стальной корпус, а на заводе был большой опыт и умение выпускать стальные корпуса. Это был хороший и надежный снегоход. Его конструкция была очень простой, а вес небольшим, всего 205 кг.

- Запчастей в тогдашних снегоходах была едва половина по сравнению с нынешними, - поясняет Паукка, - В начале 1980-х годов гоночные машины были довольно похожи друг на друга. Гусеницы были примерно одинаковые. Ходовые качества уже и тогда были хорошие. Мощности в «Поларисах» и «Ямахах» было, пожалуй, больше, но так как гусеницы были во всех машинах довольно низкими, преимущество в мощности использовать было нельзя.  
 
Жидкостные машины появились в середине 1980-х годов. Под капот установили двигатели в 521 кубометр Rotax 534, которые в те времена использовались на Ski-Doo Formula Plus.

- В них было 100 лошадок. У Rotax были модернизированные серии, которые были сделаны под европейский бензин. В машине использовались две трубы. Силы в них, конечно, было много.

Чемпионских достижений в гонках на снегоходах скопилось с десяток. Были и медали других достоинств.

Атмосфера  командных соревнований     

Командные соревнования собирали публику уже в 1970-х годах. Сначала финны спорили за превосходство на снегоходах в Скандинавии со шведами, а затем подключились и норвежцы. В 70-х первые снегоходы покупали в Швеции.

- У нас были всегда старые шведские снегоходы. Но когда мы поехали в Швецию на гонки, шведы с нами тягаться не смогли, хотя ездили на новых снегоходах, - вспоминает Паукка.

В 1970-х годах Рованиеми был оживленным снегоходным центром. Были хорошие водители и в соседнем населенном пункте, Кемиярви. В следующем десятилетии снегоходы стали популярны в Йоенсуу. В борьбу за лидерство включились гонщики из Восточной Финляндии под руководством Юкки и Петри Варисов.

- В то время было так, что если где-нибудь какая-то компания увлекалась чем-то, то страсти было больше, чем умения, а учились на опыте друг друга, когда все делалось всей компанией. Тогда ведь не было видеофильмов, которые можно было смотреть и учиться, как нужно ездить.

В Швеции ездили и в 1980-х годах. Дебют Паукки на «Жестяном носу» не остался незамеченным теми, кто следил за этим видом спорта. Стартовый список на стёруманских гонках у шведов вызвал улыбку, потому что гонщика на «Линкс» никто всерьез не принимал.

- Над «Линксом» немного насмехались, потому что он был известен только как снегоход для работы. Я не помню, выиграл ли Паукка гонку, но выступил он хорошо в любом случае, - вспоминает Ханс Бак, который в то время был главным редактором шведской газеты «Snowmobil» («Снегоход»).

- Но все равно люди, за гонками на снегоходах следившие, Пииппола запомнили, потому что гонок в Швеции он выиграл немало, - вспоминает Хассе.

Человек множества историй

Когда участвуешь в соревнованиях так долго, как Паули Пииппола, набирается материала на множество историй. Так что не удивительно, что в среде, близкой к гонкам на снегоходах, ходит множество легенд о приключениях вечно молодого дедушки Пииппола.

Одна из самых забавных историй относится к гонкам в Швеции, где финским снегоходам с воздушным охлаждением было нелегко пройти тест на шум. Как гласит легенда, Паукка отвез свой снегоход на замеры и прошел тест без замечаний.

Это вызвало в лагере финнов вопросы, в ответ на которые Паукка выдал свою тайну и сказал, что он напихал шишек в шумоглушитель.

Да сгорят они там без следа, - так, по слухам, гонщик прокоментировал свой фокус.

Паули смеется над этой историей.

 


Пииппола и «Торни-Оккели» были серьезной командой в 70-х годах

Мотокросс все еще числится среди увлечений вечно молодого и находящегося в вечном движении, а успех на мотоцикле класса historic сопутствует даже на уровне чемпионата мира.


О Паукке ходит множество историй, но правда, в конце концов, и в этом случае удивительнее легенд

Как не имеет под собой почвы и легенда о том, что отправившийся на свои первые соревнования во Францию молодой человек в качестве провианта взял с собой ведро вареных яиц.

Но и реальных историй множество. В начале 1970-х годов команда ЛаМК ехала на соревнования в Нуоргам. Ехали на клубном автобусе, который был известен под нежным прозванием «крематорий». Причиной этого названия было то, что салон обогревался посредством выхлопной трубы, так что температура в салоне  шведскую сауну укладывала на лопатки походя.

У Паукки во время гонок был поврежден снегоход, а на следующий день нужно было опять участвовать в гонках. Для эффективного использования времени Паукка во время поездки находился в багажном отделении, где приводил в порядок свой «Окелбо» для следующих гонок. 

 Теро Юлианттила вспоминает довольно грубое поведение Паукки на трассе. В командных соревнованиях где-то в начале 1980-х годов швед Фредрик Холмгрен захватил лидерство на Yamaha Vmax и, двигаясь широко, заботился о том, чтобы шедший за ним Юлианттила на своем более маломощном Polaris не мог его обогнать. 

- Так я на прямой и не смог его обойти. Я слышал, как Паукка шел на своем «Жестяном носу» позади меня. Я смекнул, что если Паукка пройдет, то и я пройду следом. На следующем повороте Паукка так долбанул в бок Холмгрена, что он перелетел через сиденье. После заезда Паукка сказал, что именно так нужно обгонять.

Советы гонщикам

Сейчас Паули Пииппола работает на заводе ВRP в Рованиеми. С того времени, как он пришел на завод, он конструирует новые изделия. Своей основной работой он считает доводку. Он работает как над рабочими, так и над спортивными снегоходами. Его подход бескомпромиссный, а цель – целесообразность. Это означает прямолинейное мышление, когда все несущественное отбрасывается.

- Если машина отрегулирована хорошо, то менять регулировку просто ради того, чтобы поменять, смысла нет. Сложно что-то менять, не зная, для чего ты это делаешь. Это как изменить место дырки.

- Это касается и спортивных снегоходов. Если машина не претерпевает никаких изменений, то и доводить ее постоянно не нужно. То, что отрегулировано в прошлом году, будет работать и следующей зимой, уж если с самого начала сделано хорошо.

На соревнованиях Паукка практически не регулирует свой снегоход между заездами. После заезда он обычно смотрит в воздухозаборное отверстие, как бы проверяет, на месте ли еще двигатель:

-  Да зачем понапрасну беспокоиться.

Молодым гонщикам старый мастер может много чего посоветовать, но из этих советов упомянем лишь один. По мнению Паукки, современный сноукросс уже настолько совершенен, что изменений уже не требует.

- Если регулировка не работает, то нужно просто немного быстрее ехать.

Пииппола все еще выполняет на заводе Lynx работы по технической доводке.

Устами Паукки глаголет истина

Паули Пииппола был мастером на трассе, а теперь он действительно кладезь премудрости по снегоходам. Но желающий получить его совет должен быть и сам в какой-то степени мастером, потому что ответы Паукки можно иногда охарактеризовать как зашифрованные. Поэтому на первый взгляд они могут восприниматься и как зубоскальство.

Вилле-Пекка Юрттиахо считался бесспорно самым талантливым молодым snowcross-дарованием начала XXI века. Досадно, что интерес Вилле к гонкам угас слишком рано.

В 2002 г. Вилле гонялся еще по полной. Он участвовал в гонках в классе Sport 500, и его выводило из себя, что его Enduro 500F не шел так, как молодому человеку хотелось бы. Полный надежд, он отправился к Паукке за советом, как заставить Lynx идти быстрее. Ответ был четкий и содержал суровую правду.
- 98 в бак и газу, - посоветовал Паукка Вилле.

Теро Юлианттила, в свою очередь, вспоминает товарища, имевшего проблемы с карбюратором и мучившегося от того, что двигатель чихал и кашлял.
- Ну мешает ли это чихание езде? – спросил Паукаа.
Товарищ четкого ответа не имел.
- Ну и какие тогда проблемы, если не мешает? Езжай и пусть себе чихает!

Юсси Мякеля, в свою очередь, вспоминает, что тактичность никогда не была сильной стороной Паукки. В Оулу в ходе гонки по дороге произошел несчастный случай, когда гонщик, шедший впереди Паукки, не вписался в поворот и на высокой скорости вылетел с трассы, получив травму. После заезда Паукка спросил у лежавшего на носилках товарища: «Ну что, приемчики на повороте закончились?»            


Паули Пииппола

Возраст: 62
Семейное положение: женат, жена Тиина
Дети: один

Увлечения: historic motocross, эндуро-приключения
Любимое блюдо: оленье жаркое
Любимая музыка: фоновая музыка
Достижения: чемпион Европы по гонкам на снегоходе, 2-кратный чемпион чемпионата Скандинавии и 10-кратный чемпион Финляндии, из которых один раз – по мотокроссу. Многочисленные победы и призовые места в проводимых во Франции международных мотокроссах в 1970-х годах. 

Предыдущие новости